Меню
Call Close
Оставьте телефон Вашего мессенджера и мы свяжемся с Вами
Вы можете позвонить нам или связаться через любой из мессенджеров по номеру
+977-980-801-5213
Теми нами
И кто из нас более духовный человек?
Я заметила, что рассуждая о духовности, мы чаще всего просто рассуждаем и теоретизируем. Мы пускаемся в пустые споры и пытаемся переубедить собеседника в его неправоте относительно отношений с Богом, познания Истины, правильности практик или приближенности к энергиям Свыше. Мы говорим с человеком и видим в нём отделённую от нас сущность, которая точно заблуждается и идёт неверным Путём – к богу, к просветлению, к раю, к знанию, к истине. Человек уходит, а мы ещё долго перемалываем в своей голове всю его неправоту, чаще всего, делая безапелляционный вывод: «Пройдёт время, и ты поймешь, о чем я тебе говорил».

Встречаясь с людьми из разных стран, культур, вероисповеданий, я однажды поняла, что люди, которые действительно способны нести Знание и Истину, чаще всего молчат и улыбаются. А люди тянутся к ним вереницами и задают вопросы. В поле этих людей не возникает споров и разногласий, они не рассказывают о своих практиках и прозрениях, они не кичатся своими духовными прорывами и инсайтами, они не наставляют на правильный путь. Они просто воспринимают, слушают и очень простыми ответами спускают с облаков на землю.

На горе Шивапури близ Катманду живёт старый йогин – Тодки баба. Много лет назад он ушёл из мирской жизни. Сначала он долго жил в дупле дуба, потом соорудил простой дом с очагом. Живёт тихо и мирно. Он никому не вещает Истину, никого не агитирует. Но когда бы ты к нему ни пришёл, в его лачуге сидят люди – непальцы, иностранцы, дети, пастухи, садху, наркоманы, странники, женщины и мужчины. Люди просто сидят у огня и болтают о своём. Бабаджи, молча, готовит ужин и всех кормит. Он редко отвечает на вопросы длинными пространными рассуждениями. Он очень простой человек. Йогин, который пережил самадхи и который изо дня в день занимается своей практикой. На вопрос: «Что делать-то?». Он часто отвечает, скромно улыбаясь: «Ситу инстайт», - то ли «смотри внутрь», то ли «сиди внутри». И ничего более. А люди идут и идут в его лесную хибару. Потому что рядом с ним спокойно – спокойно смотреть на его порхающие руки, спокойно есть вкусную еду, спокойно наблюдать, как он курит и глядит на огонь. Просто спокойно быть рядом.

Недавно подруга познакомила меня с буддийским ламой Кенгпо. Меня до глубины души поразил этот человек – жизнерадостный мужчина, в котором нет и тени менторства, назидания, учительского тона. Он много смеется и светится изнутри. В его компании кажется, что во вселенной ничего плохого случиться не может. Кенгпо – миротворец, которых так не хватает миру. Мы разговорились о землетрясении в Непале. Он, улыбаясь, рассказывал, что в момент, когда Катманду начало трясти, люди подскакивали к нему со всех сторон и просто хватались за его монашескую одежду. Когда он оказался на улице, то увидел, как сотни людей стоят посреди дороги и читают мантры. Он удивился: надо помогать друг другу, а люди просто молятся. Сам Кенгпо заскакивал в брошенные посреди дороги машины и отгонял их в стороны, расчищая путь. Он просто понял, что скоро у людей пройдёт первый шок, начнется суета, и на дороге возникнет пробка. Мы беседовали за ужином, и у меня не возникло ни капли стеснения или неудобства. Большой Учитель, с которым просто спокойно быть рядом.

Я помню, когда переходила на вегетарианство, то яростно пыталась отвадить родителей от мясоедения. Я кричала: «Опомнитесь! В следующей жизни вы переродитесь коровами, и вас также съедят». А моя мама просто варила мне гречку. Я знала, что вернусь домой с мороза, а на печке стоит кастрюлька гречки с маслом – заботливо упаренная специально для меня. И мама никогда не переубеждала меня и не требовала съесть котлету. И скажите, кто из нас более духовный человек?

Настоящие Учителя, просветители, духовные наставники в обыденной жизни ничему не учат напрямую. Они не читают при каждом удобном случае пономарским тоном «важные и правильные лекции» о Боге, о душе, о внутреннем мире, о Просветлении, об Абсолюте. Они не кидаются на каждого встречного, чтобы убедить, открыть правду, приблизить, познакомить с духовностью. Они сами есть духовность, сами есть пример. Их жизнь гармонична и проста, наполнена радостью и спокойствием. Они могут улыбаться и шутить, могут говорить на поверхностные и серьезные темы. Могут быть отшельниками и иметь семью. Могут жить в аскезе и жить мирской жизнью. Но они никому ничего не доказывают – не определяют единственно верное имя Бога, не ищут заблудшие души, не творят справедливость «руками божьими». Они просто принимают людей такими, какими они являются, и помогают только тогда, когда люди просят о помощи. Они меняют мир, но без насилия, без напора, без поиска, без осуждения, без желания «догнать и причинить добро». Они меняют мир ежедневными поступками – можно кормить людей в лесу, можно отгонять машины во время землетрясения, можно без осуждения слушать человека напротив, можно стирать руками одежду мужа, можно поблагодарить маму за очередной звонок, можно без ненависти выслушать гнев начальника на работе, можно перевести немощную бабку через дорогу. Ничего не нужно усложнять. Духовность очень проста и обыденна, отношения с Богом легки и незамысловаты.

Однажды я встретила женщину, которая яро и неистово доказывала, что есть только единственный верный порядок в практике нёндро. Что нельзя нарушать последовательность мантр, простираний и медитаций. Может оно и так… Но меня удивило, что духовная практика, которая должна вести к смирению и благодарности, к терпению и тишине, осталась для неё просто механической практикой, которую нужно правильно оттарабанить. Я долго потом думала об этой женщине. Я её не осуждала, просто пыталась понять: где же в этой «единственно правильной практике» та самая духовность, ради которой всё совершается? где жизнелюбие? где открытость? где принятие?

Сейчас, когда я встречаю людей, которые снова и снова начинают фанатично вещать о высоких материях, о своих озарениях, о правде, о пути к Богу, о смерти, о связи с Учителями, я просто их внимательно слушаю и стараюсь не осуждать, хоть порой и хочется воскликнуть: «Да лаааадно тебе!» Наверное, стадия необоснованного учительствования - это такой этап личной эволюции. Этап, на котором страшно. Ведь желание доказать другим людям свою Истину проявляется, когда страшно остаться в одиночестве. Тяжело остаться один на один с «истиной», в которой ты до конца не уверен. Потому доказываем, внушаем, ищем сторонников, переубеждаем, впихиваем. Страх «самости», страх «самоопределенности», страх «быть вне концепций» гонит нас искать соучаствующую толпу.

А люди по-настоящему духовные в это время просто живут. Живут простой жизнью. Делают, что могут. Дают право на ошибку себе и другим людям. Относятся с уважением к чужой правде. И за этим уважением и принятием к ним идут толпы – ведь в бесконечных поисках неуловимой Истины, голоса Бога или единственно верной Правды каждому из нас хочется оказаться там, где можно просто спокойно побыть рядом…

Присоединяйтесь к нашим путешествиям по Гималаям в 2018 году!
Close
Made on
Tilda